19.03.2022      ПАМЯТНАЯ ДАТА. Первый нефтепровод в России – история его появления

Произошло это знаменательное событие, строительство первого нефтепровода, 144 года назад в Бакинской губернии, считавшейся главным источником нефти в Российской империи. (Справка: Нефтепровод Балаханы — Черный город — первый нефтепровод Российской империи, построенный осенью 1878 года на нефтепромыслах Апшеронского полуострова в районе Баку по заказу братьев Нобель — Роберта и Людвига по проекту и под техническим руководством инженера Владимира Шухова).

В России идею транспортировки нефтепродуктов с помощью трубопроводов в 1863 году предложил Д.И. Менделеев (1834 – 1907), работая над принципами строительства нефтепровода и доказав преимущества его использования. Одним из существенных аргументов стало значительное снижение стоимости транспортировки продукта.

У истоков идеи прокладки первого российского трубопровода стоял Людвиг Нобель (1831 – 1888) – старший брат знаменитого Альфреда Нобеля (учредителя Нобелевской премии). Будучи владельцем в Санкт Петербурге завода «Людвиг Нобель», в 1876 году он прибыл в Баку, где очень заинтересовался нефтепереработкой, которой занимался его брат Роберт. Людвиг вкладывает значительные средства в расширение производства Роберта, и вскоре остро встает вопрос транспортировки добытой нефти. После того, как Нобели начали перерабатывать нефть с Балаханского месторождения, они поняли, что транспортировать нефть в бочках слишком дорого и медленно. Они стали задумываться о постройке нефтепровода. С этой идеей и обратились к инженеру В.Г.Шухову.

По заказу братьев за разработку проекта нефтепровода взялся инженер Владимир Григорьевич Шухов (1853 – 1939), перед которым стояла задача создать нефтепровод с пропускной способностью 80 тысяч пудов нефти в сутки (т.е. более 1310 тонн). Несмотря на имеющийся опыт зарубежных коллег, В.Г.Шухов столкнулся со множеством сложностей - например, не было четкого понимания из какого металла должны быть трубы. В то время в штате Пенсильвания на северо-востоке США уже был заложен трубопровод, в основе которого был чугун и после наступления сильного мороза зимой произошла деформация труб и розлив нефти.

Следует отметить, что кроме нефтепровода проект инженера Шухова также включал в себя всю сопутствующую инфраструктуру - все сооружения по трассе и первые в мире нефтехранилища с вертикальными цилиндрическими резервуарами. Тяжелые прямоугольные американские нефтехранилища нуждались в массивном фундаменте.

Шухов создал облегченную конструкцию резервуара с переменной толщиной стенки, основанием для которого служила специально подготовленная песчаная подушка. Стоимость шуховского нефтехранилища была на 30 % меньше американского аналога той же емкости. Благодаря его научным теориям, математическим расчетам и практике проектирования и строительства, впоследствии была создана классическая теория нефтепроводов. Трубопровод был оборудован подогревом продукта паром перед поступлением его в трубу для уменьшения сопротивления при движении. Он имел протяженность около 10 км (8,5 версты) и диаметр 3 дюйма (7,62 см). Стальные трубы нефтепровода были соединены с помощью муфт и нарезных концов. Нефтепровод мог перекачивать с помощью парового насоса до 80 тысяч пудов (1280 тонн) нефти в сутки.

Строительство было произведено в кратчайшие сроки – за осень и начало зимы 1878 г. Запуск нефтепровода состоялся в декабре 1878 года, соединив Балаханское месторождение на Апшеронском полуострове и заводы Черного города. Затраты на перевозку нефти сократились примерно в 5 раз.

Впоследствии Шухов стал автором проектов первых в Российской империи магистральных трубопроводов: Баку – Батум (вместо запроектированного нефтепровода в 1897-1907 гг. был построен вдоль железной дороги керосинопровод. Нефтепровод был построен лишь в 1928-1930 гг.) и Грозный – Туапсе.

Следует отметить, что Владимир Григорьевич Шухов внес огромный вклад в развитие отечественной инженерной мысли: от ноу-хау - сетчатых оболочек на стальном каркасе, использующимся для строительства зданий и башен, до реализации плановых проектов ГОЭЛРО по сооружению гиперболоидных опор через Оку. Даже Останкинская телебашня построена на основе его конструкторских разработок.

Материал подготовил В.А.Витушко, при подготовке были использованы материалы из статьи А.Васькин «Первый нефтепровод России» (журнал "Историк" №9 2018), О.Буланова «Как в Баку появился первый в Российской империи нефтепровод и первый в мире мазутопровод». Фотоподборка, коллаж, цветообработка и реставрация фото подготовил Якушев В.А.