15.04.2022      ПАМЯТНАЯ ДАТА. 50 лет назад приняты на вооружение Вооруженных Сил СССР полевой магистральный трубопровод ПМТП-150 и трубоукладочная машина ТУМ-150 (приказ МО СССР № 36).

В начале 50-х годов все более насущной становится задача создания полевых магистральных трубопроводов. Ранее производившиеся в этой области работы были прерваны войной. Объективная необходимость подачи войскам горючего в кратчайшие сроки, в больших количествах и на значительные расстояния, к тому же в обстановке, когда местность может воспрепятствовать эффективному применению других видов транспорта, все это обусловило потребность разработки магистральных трубопроводов военного назначения. Исходя из специфики их применения, по конструкции трубопроводы должны были быть сборно-разборными.

Инициатором этой большой и ответственной работы стал инженер-полковник Василий Васильевич Никитин, назначенный в 1949 г. на должность заместителя начальника УСГ Вооруженных Сил СССР.

В 1950 г. в составе УСГ был сформирован трубопроводный отдел (№11), начальником которого был назначен опытный офицер службы горючего Ф.Ф.Бродов.

В конце 50-х годов офицерами НИИ ГСМ МО А.С. Ковалевым, В.К. Вигантом, Г.В. Лобановым и В.Г. Трошиным был разработан технический проект трубоукладочной машины ТУМ-0 (трубоукладочная машина — опытная). Машина была предназначена для механизации работ по укладке труб на трассу перед монтажом трубопроводов с соединением МПТ и по подъему их на платформу машины после демонтажа трубопровода.

Как более приемлемый в то время вариант был разработан навесной вариант элеватор ЭН-151.

В 1959 г. в Прибалтийском военном округе впервые проводились учения по развертыванию трубопровода силами трубопроводной бригады. Именно на этих учениях состоялись войсковые испытания навесного элеватора ЭН-151. Устройство навешивалось на борт автомобиля трубовоза и имело привод от его ведущего колеса посредством цепной передачи. С помощью элеватора предполагалось механизировать операции как по раскладке труб на трассе перед монтажом, так и по погрузке труб с трассы на автомобили после демонтажа трубопровода. Однако этот подход в конечном итоге оказался неудачным и дальнейшего развития идея создания элеватора не получила.

В целях дальнейшей концентрации усилий военной науки на создании полевых магистральных трубопроводов второго поколения и трубомонтажных машин в НИИ-25 МО была проведена очередная реорганизация, и в 1969 г. образован отдел полевых магистральных трубопроводов, который возглавил подполковник Б.В. Курятов.

Задача по разработке трубомонтажных машин была очень сложной. Достаточно сказать, что в мировой практике таких машин не было, их предстояло разработать впервые. В качестве альтернативных рассматривались предложения СКБ Газстроймашина и отдела полевых магистральных трубопроводов НИИ-25 МО. В конечном итоге руководство ЦУСРТГ МО приняло решение создавать трубомонтажную машину с использованием разработок института, при этом задачу было приказано выполнить в весьма сжатые сроки. Решением начальника ЦУСРТГ МО 63 котельно-сварочный завод становился головным по поставке Вооруженным Силам трубопроводов нового поколения и машин для их монтажа.

Работы по созданию трубомонтажной машины выполнялись совместными усилиями НИИ-25 МО (Б.В. Курятов, Ю.Ф. Скрипаль, Н.Петрушин, А.В. Забелин, B.C. Лунин), СКБ Газстроймашина (Л.И. Агатов, Е.Б. Лунц), 63 котельно-сварочного завода (Р.А. Дорош, В.Т.Дячок, И.Н. Яцышин).

Таким образом, достигнутые к весне 1970 г. результаты позволяли приступить к совместным испытаниям нового трубопровода ПМТП-150 и трубоукладочной машины ТУМ-150. Они были проведены силами 83 отпб 95 тпбр (В.Г. Рогозин, М.И. Кабанов, П.А. Шейко, А.Г. Кравец, И.Г. Данильченко, Г.М. Яровенко) с участием представителей НИИ-25 МО (Б.В. Курятов, В.В. Бойко, А.Н. Петрушин, В.В. Анохин) в районе Наро-Фоминска и характеризовались большим объемом — следовало убедиться в работоспособности как трубопровода с новым соединением, так и трубоукладочных машин. Трубопровод и машины испытывались весной, летом и в зимних условиях.

Впервые трубопровод работал при давлении 6,0 МПа в апреле 1970 г. Для достижения такого давления использовалась насосная станция из трех соединенных последовательно насосных установок ПНУ-100/200М.

Осенью 1970 г. были проведены контрольно-полигонные испытания трубоукладочных машин и нового трубопровода на трассе протяженностью 63 км, на которых присутствовал генерал-полковник В.В. Никитин и председатели Научно-технического комитета полков-ники Е.А. Турчанинов и Е.И. Ивашутич.

Напряженный труд конструкторов, инженеров и рабочих ознаменовался тем, что уже через шесть месяцев основные работы были выполнены, а опытный образец трубоукладочной машины ТУМ-150 был представлен на заводские испытания, которые завершились с положительными итогами.

Промышленность к тому времени изготовить ТУМ-150 не успевала, а для принятия трубопровода на вооружение необходимо было провести испытания полного комплекта. Такие испытания (войсковые) провел 71 отпб 95 тпбр в осенне-зимний период 1971 г. в районе ст. Центральная на трассе 150 км. По их результатам приказом заместителя Министра обороны — начальника Тыла ВС СССР от 10 апреля 1972 г. № 36 полевой магистральный трубопровод повышенной производительности ПМТП-150 и трубоукладочная машина ТУМ-150 были приняты на вооружение Советской Армии.

Вместе с тем анализ результатов проведенных учений и испытаний трубопровода ПМТП-150 показал, что на них не были полностью вскрыты и использованы те возможности, которые можно получить при внедрении новой трубопроводной техники.

Для этого требовалось создать соответствующие организационно-штатные структуры, оснастить части и подразделения современными образцами вспомогательной техники и оборудования, совершенствовать планирование и порядок выполнения операций, добиваться повышения качества работ и ответственности при выполнении самой важной операции по сборке соединений труб.

В ходе проводимых учений и испытаний был приобретен определенный опыт, разработаны предварительные рекомендации по совершенствованию структуры трубопроводных подразделений. Впервые выявилась необходимость иметь специализированные (монтажные и эксплуатационные) подразделения, улучшить техническое оснащение трубопроводной части, повысить возможности автотранспорта по подвозу труб, оснастить подразделения более мощными современными средствами связи, отказаться от проводной связи по всей длине трассы трубопровода. Следовало ускорить работы по созданию передвижной насосной установки ПНУ-200 для трубопровода ПМТП-150, поскольку использование установок ПНУ-100/200М в спаренном режиме не обеспечивало достижения требуемой производительности перекачки. Важной задачей являлось проведение работ по использованию в конструкции трубоукладочной машины колесного тягача вместо гусеничного, это позволило бы резко повысить маневренность монтажных подразделений.

В октябре 1972 г. в Белорусском военном округе состоялись войсковые испытания трубопровода ПМТП-150 и трубоукладочных машин ТУМ-150 на трассе Свислочь - Порозово - Бакуны - Шерешево - Щерчево - Пелище протяженностью 130 км. Руководителем учений от ЦУРТГ МО был назначен генерал-майор А.С. Толмачев. Анализ и обобщение опыта учений выполняла научно-исследовательская группа, в которую были включены квалифицированные специалисты-трубопроводчики ЦУРТГ МО, НИИ-25 МО и трубопроводных войск В.И. Шачнев, В.В. Бойко, К.Г. Ермаков, И.Г. Данильченко, В.И. Ручкин, Ю.В. Баканов, В.В. Анохин, а также представители 63 котельно-сварочного завода. Для проведения учений впервые был сформирован по опытному штату отдельный механизированный трубопроводный батальон, в состав которого входили роты механизированного монтажа, эксплуатационные (две), связи и автомобильная. Функциями эксплуатационных рот были эксплуатация трубопровода и монтаж отдельных участков ручным способом, где невозможно было использовать трубоукладочные машины.

В 1976 г. на вооружение была принята трубоукладочная машина ТУМ-150В с тягачом «Кировец». Создание конструкции трубоукладочной машины с колесным тягачом намного увеличило возможности трубопроводных частей по монтажу трубопровода за счет сокращения сроков перемещения машин на новые монтажные участки. На учениях трубопроводной бригады в Уральском военном округе в июне-июле 1976 г. достигнут невиданно высокий темп монтажа трубопровода, равный 150 км/сут. Основная часть трассы смонтирована силами отдельного монтажно-инженерного батальона, оснащенного 16 трубоукладочными машинами ТУМ-150 и двумя ТУМ-150В с трактором-тягачом «Кировец».

В те ушедшие годы, создавая первые в мире трубоукладочные машины, руководство службы горючего решилось, хотя это и было связано с определенным риском (а вдруг не получится?), идти на смелые эксперименты. Одним из них был выпуск на 45 ЭМЗ опытного образца трубоукладочной машины ТУМ-150С Прототипом являлся полноразмерный макет машины, основным автором разработки которой являлся талантливый мастер, слесарь ремонтной мастерской службы горючего ПрикВО М.Л. Куземский. Машина по результатам испытаний в серийное производство не пошла, однако некоторые оригинальные конструкторские решения (например, загрузочного устройства, откидного в транспортном положении центратора), были использованы в машинах ТУМ-150В и ТММ-200. Таким образом, риск оказался оправданным.

Полевой магистральный трубопровод — основное техническое средство, которым оснащена трубопроводная часть. Для выполнения различных технологических операций в комплекте трубопровода необходимо вспомогательное оборудование и техника, поэтому со времени создания первого образца полевого магистрального трубопровода велись работы по их разработке и совершенствованию.

Надежность и эффективность полевого магистрального трубопровода повышенной производительности и трубоукладочной машины доказало время. В период с 1980 по 1985 гг. для обеспечения горючим боевых действий войск 40 ОА в Афганистане была развернута сеть полевых магистральных трубопроводов общей протяженностью более 1200 км, по которым за девять лет, вплоть до вывода советских войск в 1989 году было подано свыше 5,4 млн.тонн горючего (более 80% от общего объема потребления войсками).

За все прошедшие годы полевые магистральные трубопроводы активно применялись в чрезвычайных ситуациях для подачи воды в труднодоступные места на большое расстояние. В 2014-2015 и 2019 - 2020 годах по ним подавалась пресная вода в города и населённые пункты Республики Крым.

В период с 26 по 30 августа 2019 г. в Центральном военном округе Российской Федерации были проведены масштабные учения органов МТО Вооруженных сил Российской Федерации под руководством Заместителя Министра обороны генерала армии Д.В. Булгакова. В ходе учений впервые в Истории трубопроводных войск по дну р.Волга был проложен, подключенный к стационарному нефтепродуктопроводу (МНПП) полевой магистральный трубопровод повышенной производительности ПМТП-150 общей протяженностью до 2700 метров, с пропускной способностью до 1,5 тыс.тонн в сутки.

Статью подготовил В.К.Сахон, при подготовке были использованы материалы из книги К. Г. Шеин, В. В. Середа, И. Г. Данильченко «Трубопроводным войскам 50 лет. Исторический очерк», газеты «Красная Звезда» от 14 января 2022 г. (Специальный выпуск). Фотоподборка, коллаж, цветообработка и реставрация фото подготовил Якушев В.А.