30.07.2022      ПАМЯТНАЯ ДАТА. В соответствии с Директивой Генерального штаба ВС СССР от 30 июля 1982 г. № 314/8/0547 на базе 14 отдельного трубопроводного батальона была сформирована 276 трубопроводная бригада, которая до вывода советских войск из Афганистана эксплуатировала трубопровод на направлении Хайратон - Пули-Хумри – Баграм.

40 лет назад, 30 июля 1982 года, в соответствии с Директивой Генерального штаба Вооруженных Сил СССР № 314/8/0547 на базе 14 отдельного трубопроводного батальона (командир - подполковник Хорошилов М.С.) началось формирование 276-й трубопроводной бригады из трех отдельных трубопроводных батальонов (шесть эксплуатационных рот) общей штатной численностью 898 человек с дислокацией управления в Килагайской долине близ г.Пули-Хумри. Первым комбригом стал полковник Мемех Владимир Ильич.

Необходимость формирования трубопроводной бригады связано с активизацией военных действий на территории Афганистана, что сказалось на увеличении расхода горючего войсками ограниченного контингента советских войск и армии ДРА. Рост объема поставок виделся невозможным без наращивания существующих линий полевого магистрального трубопровода повышенной производительности (ПМТП) от Пули-Хумри далее - к военному аэродрому Баграм, крупному потребителю авиационного топлива.

Из воспоминаний генерал-лейтенанта Базанова Ивана Николаевича, начальника ЦУРТГ МО (1984-1988 гг.): «…В связи с ростом потребности в авиационном керосине и ограниченными возможностями в подвозе горючего автотранспортом через перевал Саланг была поставлена задача на базе 14 отпб сформировать 276 тпбр. О назначении на должности командиром бригады полковника Мемеха В.И. и заместителем начальника штаба-старшим инженером бригады по развертыванию и эксплуатации трубопровода капитана Середы В.В., у меня состоялась беседа в ЦУРТГ МО в мае 1982 г., когда я исполнял обязанности начальника Центрального управления.

До мая 1982 г. уже был развернут трубопровод на участке Хайратон – Пули-Хумри и обслуживался силами 14 отпб. С мая до 1 сентября 1982 г. сформированная на базе 14 отдельного трубопроводного батальона 276 тпбр нарастила трубопровод от Пули-Хумри до Баграма протяженностью 184 км и обеспечила подачу по нему авиационного керосина. Трасса проходила в сложных природно-климатических условиях и постоянно находилась под воздействием диверсионных групп и местного населения…».

В своих воспоминаниях И.Н.Базанов дал краткую характеристику назначенных на должность командира 276 бригады полковнике В.И.Мемехе и заместителя начальника штаба-старшего инженера бригады по развертыванию и эксплуатации трубопровода капитане Середе В.В. Вот, что он пишет: «…Несколько слов о командире 276 тпбр полковнике Мемехе В.И. Это был грамотный, энергичный командир, блестящий организатор и порядочный человек. Я лично знал его по службе в ГСВГ в 1971-1974 гг., когда возглавлял службу горючего, а он командовал 9 отпб в Рослау. Возглавляемый им батальон ежегодно занимал первое место в 7 трубопроводной бригаде. Ответственность за техническое обеспечение прокладки трубопровода возлагалась на заместителя начальника штаба-старшего инженера бригады по развертыванию и эксплуатации трубопровода капитана Середы В.В. Обладая незаурядными способностями и большим опытом работы по эксплуатации полевых магистральных трубопроводов, он успешно справился со своими обязанностями, и бригада обеспечила прокладку трубопровода за 12 дней. Капитану Середе В.В. за успешное решение этой труднейшей задачи было досрочно присвоено воинское звание майора…».

В августе 1982 года планировалось продолжение керосиновой линии прокладкой ПМТП-100, так как развитие системы трубой диаметром 150 мм было технико-экономически нецелесообразно. Значительная часть авиатоплива, перекачиваемого трубопроводом ПМТП-150 до расположения бригады материального обеспечения (БрМО), уже выдавалась со склада горючего. Учитывались также необычайно сложные условия монтирования магистрали в горах: большие высоты, ограниченное наличие дорог, множество мостов, крутых поворотов, спусков, высокая вероятность селей, камнепадов, лавин, другие факторы.

Для укомплектования командного состава бригады в Афганистан направлялись офицеры из разных военных округов. Пополнение солдатами и сержантами велось за счет частей 40-й армии. Обучение шло непосредственно на трассе развертываемого трубопровода в сложных природно-климатических условиях под угрозой вооруженного воздействия.

Линия трубопровода ПМТП-100 от склада горючего бригады материального обеспечения (10 км южнее г.Пули-Хумри) до отделения склада горючего (район г.Баграм) протяженностью 184 км была развернута за 12 суток. Первый авиакеросин был подан в хранилище 28 августа 1982 года.

Эта дата считается ДНЕМ РОЖДЕНИЯ 276-й ТРУБОПРОВОДНОЙ БРИГАДЫ!

Из воспоминаний участника событий генерал-майора В.В.Середы (в 1982-1984 гг. заместитель начальника штаба - старший инженер 276-й трубопроводной бригады по развертыванию и эксплуатации трубопровода): «…В мае 1982 года я и полковник В.И.Мемех были вызваны в Москву. Принявший нас ВРИО начальника ЦУРТГ МО генерал-лейтенант И.Н.Базанов объявил, что решено на базе 14-го отдельного трубопроводного батальона сформировать 276-ю трубопроводную бригаду численностью 898 человек в составе трех трубопроводных батальонов. Командиром бригады назначался полковник В.И.Мемех, начальником штаба - подполковник В.П.Красников, я - заместителем начальника штаба - старшим инженером бригады по развертыванию и эксплуатации трубопровода.

Наша задача состояла в том, чтобы сформировать бригаду, до 1 сентября 1982 года развернуть трубопровод ПМТП-100 на направлении Пули-Хумри - Баграм протяженностью 184 км и подать по нему авиационный керосин. Убыть следовало через трое суток.

В установленное время мы прибыли в штаб ТуркВО, где нас принял начальник службы горючего полковник Ю.П.Белоусов. После уточнения задачи мы были направлены в Афганистан, где сразу приступили к формированию 276 трубопроводной бригады. После сформирования бригады и боевого слаживания, приступили к развертыванию трубопровода ПМТП-100. Трасса трубопровода проходила в сложных условиях горно-пустынной местности, с большим количеством населенных пунктов, естественных и искусственных препятствий.

Особенно сложным было преодоление перевала Саланг. Руководство работами по прокладке трубопровода через перевал Саланг было возложено непосредственно на меня. Несмотря на требования Инструкции о порядке эксплуатации тоннеля Саланг о недопущении прокладки трубопровода любого предназначения в вентиляционном канале, было принято единственно правильное на тот момент решение о прокладке трубопровода именно в нем. Длина канала составляла 2,3 километра. На выходе из вентиляционного канала трубопровод укладывался на крыше галереи. Труднодоступные участки в районе перевала имели протяженность 20 км до него (по направлению развертывания) и после перевала – 7 км (прим.авт.статьи – капитаном Середой В.В. был отработан документ «Схема прокладки трубопровода через туннель Саланг», который был согласован со всеми должностными лицами отвечающими за эксплуатацию туннеля, в том числе и с афганской стороны. В последующем после трагического случая в ноябре 1982 г. с остановкой колонны автомобилей в тоннеле по причине неисправности трех автомобилей с афганской стороны и повлекшей в связи с этим, загазованностью туннеля и массовой гибелью людей, было принято решение о прокладке трубопроводов по тротуару в туннеле).

Линия трубопровода ПМТП-100 протяженностью 184 км для авиационного керосина была проложена за 12 суток, и 28 августа 1982 г. горючее было подано в заданный район, производительность перекачки составляла около 1000 т/сутки. Темпы развертывания и производительность трубопроводов вполне отвечали требованиям боевой обстановки и потребности войск в горючем.

В развертывании трубопровода активное участие приняли офицеры службы горючего округа майор Иликчиев В.В., подполковники Мироненко В.Ф., Нагоранский В.Н. и Щетинин В.С…».

Недостаток квалифицированных специалистов трубопроводного дела, необеспеченность нужным количеством техники, нехватка людей для охраны трассы трубопровода, сложные природные условия - вот с чем пришлось столкнуться личному составу нового формирования 40-й армии.

Из воспоминаний участника событий майора К.А.Попова (в 1982-1984 гг. заместитель начальника политотдела 276-й трубопроводной бригады): «…Трудность заключалась в том, что мы практически не знали людей. Приходилось принимать людей и сразу выводить на трассу непосредственно на прокладку трубопровода. Конечно, должен сказать, что наиболее сложный участок трубопровода - это перевал Саланг: высота - 3800, семнадцать насосных станций. И, впервые в мире, была обеспечена задача по прокладке трубопровода и подаче топлива на главный наш военный аэродром в Баграм.

Первые четыре месяца мы практически работали на трассе трубопровода без охраны, работали своими силами. У нас не было своей техники - техника была 59-й бригады материального обеспечения. Все остальное было из частей, которые нам придавались только для помощи в прокладке трубопровода - вот это была самая главная сложность.

И когда труба прошла через перевал, когда мы дошли до Баграма, мы впервые почувствовали себя трубопроводчиками. Хотя, честно вам скажу, что до того, как я попал в Афганистан, я только слышал о трубопроводных войсках, знал, что они есть, но я не знал, что это такое. И я впервые тогда проникся чувством гордости, что я служу с такими замечательными людьми…».

1-я и 2-я эксплуатационные роты бывшего 14 отпб стали основой 1-го отпб 276 тпбр (1ГНС (Хайратон) - 17ГНС (южнее н.п.Айбак). Командный пункт (КП) 1-го отпб расположился на КП 14-го отпб.

На базе 3-й эксплуатационной роты 14 отпб была сформирована 1-я эксплуатационная рота 2-го отпб (ГНС №№18-23; проектируемый 24ГНС обустроен не был). В зону ответственности новой, 2-й эксплуатационной роты 2-го отпб (ГНС №№25-32) попала трасса от места дислокации управления 276 тпбр в Килагайской долине по н.п.Хинджан (Чаугани) включительно.

Вести трубу от южной окраины Хинджана через перевал Саланг и дальше до склада горючего в Баграме выпало на долю военнослужащих 3-го отпб (ГНС №№33-48).

Из воспоминаний участника тех событий первого начальника связи 276 трубопроводной бригады майора В.П.Граборова (1982-1984): «…Когда мы формировались, трасса ПМТП лежала от Хайратона до Пули-Хумри (вернее, расположения бригады материального обеспечения, несколько южнее города). Первые дни КП бригады находился на "Доярке", а в сентябре нас перевели в Килагайскую долину.

1-й батальон начинался в Хайратоне и заканчивался перед малым перевалом Мирза-Атбели, 2-й батальон нарастил трубу от Килагая до подъема на перевал Саланг (населенный пункт Хинджан), 3-й - протянул трубопровод через Саланг до склада горючего в Баграме.

Всего по нумерации было 48 гарнизонов. Фактически же их имелось 47, потому что 24-й ГНС между Пули-Хумри и управлением бригады, так и не развернули. Первые годы становления бригады связаны с активизацией действий бандформирований. Еще недостаточно был налажен быт личного состава. За время моей службы только связисты потеряли двухсотыми четырех офицеров и пятерых солдат...».

К 1985 г. была создана трубопроводно-складская система подачи горючего войскам в районы боевых действий, что значительно сократило плечо подвоза автомобильного транспорта.

Развёртывали и эксплуатировали трубопровод 95 отдельный трубопроводный взвод на участке Термез–Хайратон и 276 трубопроводная бригада на участке Хайратон–Баграм.

Руководили развёртыванием и эксплуатацией трубопровода:

• командиры трубопроводной бригады – полковник В.И. Мемех (1982–1984 гг.), полковник В.В. Бойко (1984–1986 гг.), полковник Б.Р. Каграманьян (1986–1987 гг.), полковник С.Н. Коваленко (1987–1989 гг.);

• начальники штаба бригады – В.П. Красников, В.В. Ражев, А.И. Нетребицких, Е.И. Дмитриев;

• старшие инженеры – заместители начальника штаба – В.В. Середа, В.Н. Четверяков, В.А. Фролов, А.М. Королёв;

• командиры трубопроводных батальонов – М.С. Хорошилов, М.К. Левшин, В.В. Павлюк, И.А. Марков, Д.Е. Щербаков, Е.И. Шаповалов, В.Д. Чернов, Р.В. Савченко, В.В. Юденичев, А.К. Ганин, Д.А. Пожарский, В.П. Цыганок, А.Г. Григорьев, В.А. Волобуев, В.М. Лазников.

По полевому магистральному трубопроводу в направлении Хайратон–Баграм было подано войскам 4 млн 830 тыс. т горючего.

На западе Афганистана силами 1461 отдельного трубопроводного батальона был развёрнут и с января 1985 г. начал эксплуатироваться трубопровод Турагунди–Шинданд протяжённостью 240 км с ответвлениями на аэродромы (16 км). Всего на этом направлении по трубопроводам было подано 555,7 тыс. т нефтепродуктов.

Руководили развёртыванием и эксплуатацией трубопровода командиры 1461 отпб – подполковник Е.А. Антонюк (1984–1986 гг.), подполковник В.М. Кузнецов (1986–1988 гг.).

В период с 1980 по 1985 гг. для обеспечения горючим боевых действий войск 40 ОА в Афганистане была развернута сеть полевых магистральных трубопроводов общей протяженностью более 1207 км, по которым за девять лет, вплоть до вывода советских войск в 1989 году, было подано свыше 5,4 млн.тонн горючего.

Из воспоминаний генерал - полковника Васенина Вячеслава Алексеевича, заместителя командующего 40-й армии по тылу (1986 - 1989 гг.) : «... В Афганистане трубопровод обеспечил жизнеспособность 40-й армии. Из всех видов материальных средств: боеприпасов, продовольствия, военно-технического имущества, нефтепродуктов — 70% составляло именно горючее. Настолько важно оно было для выполнения задач в Афганистане. Основная доля этих нефтепродуктов приходилась на авиационный керосин. Трубопроводные войска обеспечивали восемь авиационных полков. А всего за время Афганской войны на территорию Афганистана было подано 5,4 млн. тонн горючего. Начиная с 84-го года, подача пошла полным ходом. Длина трубопровода составляла в общей сложности 1200 км. Диаметр трубы — от 100 до 150 мм.

Если касаться потерь топлива на трубопроводе, в общей сложности в Афганистане мы потеряли немногим больше 5% этого топлива, это порядка 250 тыс. тонн. Часть этого топлива была сожжена, часть разошлась по местным жителям. На последнем этапе, в 87-м году, потери составляли уже порядка 12%. А в последний месяц, с января по февраль 89-го года мы начали терять 50% топлива.

Вдумайтесь! В сутки совершалось примерно от 20 до 25 диверсий на трубопроводе. Благодаря мужеству, героизму наших трубопроводчиков последствия оперативно устранялись, и топливо продолжало идти и обеспечивать наши Военно-Воздушные Силы. Можно с уверенностью сказать, что, если бы не трубопроводные войска, нам бы не удалось выполнить задачи, стоящие перед 40-й армией! ...».

Начальник ЦУРТГ МО СССР генерал-полковник В.В. Никитин в одной из своих книг писал: «…За свою более чем 50-летнюю историю служба горючего открыла в Афганистане новую страницу в своей боевой деятельности и ещё раз показала, что она является первой из важнейших служб боевого обеспечения Вооружённых Сил»...».

В официальных документах Министерства обороны служба горючего не стоит в ряду служб боевого обеспечения. Однако подвергать сомнению слова человека, 30 лет руководившего службой горючего Вооружённых Сил СССР и по праву считающегося большим профессионалом в ней, нет никаких оснований.

При выполнении поставленной командованием задачи не обходилось без потерь. За 6,5 лет, проведённых 276-й трубопроводной бригадой ВС СССР в Афганистане, общие её потери составили 90 человек. 24 военнослужащих погибли, будучи в составе 14-го отдельного трубопроводного батальона. Итого общие людские потери личного состава 14-го батальона и 276-й бригады — 114 человек.

За мужество и самоотверженное исполнение воинского долга только в 276 трубопроводной бригаде вручено 1562 орденов и медалей.

ПОДВИГ ВОИНОВ-ТРУБОПРОВОДЧИКОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ДОЛГА В АФГАНИСТАНЕ СОХРАНИТСЯ В ПАМЯТИ ВЕТЕРАНОВ И ОФИЦЕРОВ СЛУЖБЫ ГОРЮЧЕГО ВООРУЖЕННЫХ СИЛ НА ВЕКА! ИХ ОПЫТ И САМООТВЕРЖЕННОСТЬ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ БОЕВЫХ ЗАДАЧ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИМЕРОМ ДЛЯ БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ "ГОРЮЧНИКОВ", А ИХ ИМЕНА БУДУТ НАВЕЧНО СОХРАНЕНЫ В ИСТОРИИ СЛУЖБЫ ГОРЮЧЕГО!

Материал и фотоподборку подготовил Якушев В.А., при подготовке статьи использованы материалы из книг И.Г.Данильченко, В.А.Виноградов, А.Г.Карташов, А.М.Сиренко, Г.М.Ширшов «Служба горючего в афганской войне» и К. Г. Шеин, В. В. Середа, И. Г. Данильченко «Трубопроводным войскам 50 лет. Исторический очерк», сайта - http://trubafgan.ru/.